23 июня 2014 г.

Большое путешествие

Планировала пробыть в Мариуполе с 13 по 22 июня, потому что предстоял переезд в РФ (планировался Екатеринбург), но всё пошло не так…
Про большое путешествие читайте ниже…

В пятницу 13 (июня) ехала в Мариуполь, насчитала 6 блокпостов, 8 машин атб по пути (при том, что пол дороги спала).

16 муж поехал подготавливать почву, подавать документы на открытие ИП. Сказал, что в Екатеринбурге жить мы не будем, взяли ориентир на Волгоград (туда он и ехал).

17 июня я уже не могла выйти с ним на связь, писать и звонить заграницу очень дорого. В этот же день стала получать истеричные смс от свекрови. Писала, что мужу нельзя возвращаться в Украину, мол, его загребут в армию или просто убьют. Зная, какая она паникерша, я сначала скептично психанула. Зачем мне так портить настроение? Он обещал вернуться за мной. Более того, в Луганске осталось всё наше имущество, в конце концов, документы, деньги и незаконченные дела (у нас в аренде две квартиры и офис). Я понимала, что ее слова это полный бред, но не могла думать больше ни о чем другом. К вечеру мои нервы окончательно расшатались, я не могла уснуть до глубокой ночи. Я уже понимала, что он не вернется в ближайшее время. На мои плечи легло бремя переезда и львиная доля ответственности. До этого я не принимала решений самостоятельно касательно его бизнеса, могла только что-то советовать, подсказывать, делилась наблюдениями и посильно помогала в кадровых и технических вопросах.


18 июня я проснулась в 5. Как назло, сразу же вспомнила вчерашние события, и в голове вновь стали носится тревожные мысли, пока не вымотали меня и не сморил сладкий утренний сон… До смс от мужа в 10 часов. И что вы думаете??? Нет, в Волгоград мы уже не едем! Я днем раннее перелопатила весь интернет, чтобы познакомиться с городом, инфраструктурой и т.д., а теперь, оказывается, буду жить в Энгельсе!!! Еще дальше от дома на 6 часов автомобилем! На 700 тысяч меньше жителей! Мягко говоря, я не обрадовалась. Да и про Энгельс ничего не знала. От вчерашней раздражительности не осталось и следа, теперь я была просто зла. На войну, на свекровь, на мужа, на свое решение ехать в Мариуполь, на весь мир сразу… Ясно было только одно: мне надо будет вернуться в Луганск и собрать все наши вещи. Большую часть предстояло (пока не знала как) отправить в Горловку, домой. Целый день я меняла дату отъезда в Горловку-Луганск, но, в конце концов, меня так прижали нервы, что я решила ехать в четверг – 19 июня. Малиновое счастье и первый летний загар, забавы с Майкой продлились недолго. Азовское море этим летом я и вовсе не успела распробовать. Вода пока что очень холодная после прошедших ливней. Но некоторых это не пугает… Стоит ли говорить о том, что я уснула глубоко за полночь?















19 июня меня разбудила мама. В 6 часов!!!!!!!!!!!!!!!!! L А поскольку я уже была нацелена на то, чтобы скорее разобраться со всем этим хаосом, возникшим из-за отъезда мужа, то и вылеживаться не стала. Мы собрали сумки и поехали на автостанцию.
Когда меня провожали, на одной остановке в маршрутку зашла бабуля. Седая, но с улыбкой на лице и искрящимися глазами. Вдруг она встала лицом к салону и спросила: «А можно я вам свои стихи почитаю? Я с 30 лет занимаюсь физкультурой, а начала ездить к морю и стала писать стихи». Пассажиры одобрительно ответили, и бабушка наизусть стала читать стихи, одним за другим. С выражением, неизменной улыбкой. Всем бы в старости быть похожими на эту бабулю, хотя, как по мне, уместнее будет сказать ЖЕНЩИНУJ



На автостанции чудеса продолжались. И если я из Горловки доехала до Мариуполя за 50 грн, то тут только до Донецка просили 60!
Здесь мне тоже подлили масла в огонь: позвонило доверенное лицо мужа, сообщило, что надо как можно быстрее выехать (пункты пропуска через границу то и дело атаковались и закрывались). Сказала, что готова уже сегодня приехать в Луганск. Так и произошло. В обед мы с мамой уже были дома. Потом она поехала на жд за билетами и простояла в километровой очереди целых 2.5 часа, а я пошла по своим делам. В девятом часу вечера мы уже шли по жд Луганска. И только там я смогла, наконец-то, ощутить спокойствие.
До 12 ночи мы упаковывали с мамой коробки для переезда. До часа я заканчивала начатое.
Хотя доверенное лицо сообщило, что автобус (везущий бизнес-партнеров с Горловки) будет скорее всего только в воскресенье, потом снова, что в субботу и т.д. и т.п. Но мне уже было неважно. Вещи собраны, рубли в кармане. С моей подачи весь офисный инвентарь также был упакован за день. Хотя муж не давал никаких указаний…

21 июня я снова встала в 5 утра. Поездка, и правда, была организована на субботу, поэтому к 10 часам был нанят автомобиль. Водитель сказал, что ехал недавно из Станицы и на его глазах ошарашенного молодого парня люди в камуфляже запихали в багажник авто и увезли. Мама отправилась с вещами в Горловку. Никто не видел моих слез, в отличие от мамы я держалась до последнего, пока авто не отъехало…
И вернулась в пустую квартиру. Нахлынули воспоминания. День, когда я впервые ступила на порог. Был сентябрь, осень то и дело вдохновляла меня на новые стихи. Было много хорошего, радостного. В Луганске много мест, в которые я бы еще вернулась. Но только в мирное время. Вой сирен и взрывы вспоминались куда четче. От гула самолетов теперь каждый раз вздрагивает сердце. Что и говорить о том, какие чувства вызывают люди в камуфляже, особенно с автоматом наперевес…
Но скоро всё должно было стать лишь воспоминаниями. Так мне казалось. Откровенно говоря, сейчас, сидя в уютной чистой квартире одной из новостроек Энгельса, я не могу точно ответить на вопрос: если бы я знала, какой будет наша дорога (а нас было 24 человека, двое детей и женщина на 9м месяце беременности), согласилась ли я ехать сейчас, в это неспокойное время? Скорее всего, да, ведь даже мама называет подобное (для кого-то страшные, опасные вещи) приключениями! И если от них отказываться, то жизнь будет скучной, нечего будет вспомнить и поведать… Но вернусь к началу нашего большого путешествия.

Еще не было и пяти часов, а мы уже выехали. Автобус был огромный, вместительный, оставалось множество свободных мест. Вот только лиц знакомых было всего-ничего: пять человек. 



Водитель всё время держал связь с кем-то,  вероятно, с коллегами, таксистами и т.д., поэтому выехав за город, мы несколько раз разворачивались обратно: то поедем не туда, то поедем, а там идет бой. Так, например, было у Краснодона. Вышло два человека в камуфляже (при чем появились из ниоткуда) и сказали быстрее уезжать оттуда. 




На Должанском блокпосту было наше первое так называемое приключение. Блокпост охранялся нацгвардией. Ребята с автоматами остановили автобус, заставили всех выйти, в т.ч. матерей с детьми. Прошел ливень, поэтому было очень холодно, к тому же в поле гулял сильный ветер. Один молодой человек (видимо, главный среди них) собрал все наши паспорта, построив мужчин и женщин в две отдельные шеренги. Сначала по очереди вызывал женщин по фамилиям. Каждую спрашивал, откуда едет, куда, зачем, что собирается делать в РФ, почему именно сейчас. Мне было проще всего ответить, врать не пришлось: еду к МЧ, который уже уехал туда работать. Поскольку все остальные ехали работать, то у военных это вызывало куда больше вопросов… Допрошенные женщины (язык не поворачивается сказать: опрошенные) могли зайти обратно в автобус. Парней продержали куда дольше. Это не удивительно. Особенно досталось парню, который в автобусе занимал место как раз за мной. Он был одет в костюм Адидас, а фингал под глазом прикрывал кепкой. Как мне потом объяснил муж, ему досталось при возвращении из Металлиста в Луганской области (там идут бои, кто не знает).  Но придраться было не к чему. Удивленная в начале его внешним видом, я и сама позже, уже в пути, открыла в нем хорошего человека: умного, начитанного, решительного, гуманного. Более того, он был одним из немногих, кто скрасил мое одиночество в пути.
После допроса ребят, Нацгвардия заставила вынести все вещи из автобуса, в том числе освободить битком набитый багажник. Не церемонясь, всё тот же человек вскрывал армейским ножом коробки и то и дело спрашивал: зачем вам журналы, а это, а то?... Даже женщинам пришлось раскрыть сумки, обязательно показывать дно. Понятное дело, что ничего они не нашли. Да и по нашему внешнему виду можно было легко сказать, что мы не террористы… Это был первый неприятный осадок на пути. Уже вечерело, когда нас отпустили. Более того, извинились, пожелали хорошего пути, но! блокпост проехать не дали, мол, дальше идет бой. Спрашивается, какого тогда нас надо было обыскивать и допрашивать? Минут сорок мы там оставили. Стоит еще написать о том, что люди в камуфляже активно настраивали нас против поездки в РФ. Фразами, что ЛНР и ДНР это террористические организации, что даже если мы пересечем границу, то там нас никто не оформит должным образом, печать с потолка не поставят, в России мы будем нелегально, не сможем работать и т.д.

Раз не вышло тут, решили ехать через Красный Партизан. Там уже стояла колонна машин порядка сорока, но ополченцы контролировали этот участок. К нам сразу же подошел человек в камуфляже и сообщил, что как только проезд откроют, то мы будем первыми на очереди в этой колонне. Меж тем потемнело. Там мы простояли тоже около 30-40 минут. Но, как и обещали, нас пропустили первыми. Более того, попросили подсадить к нам семью с детьми. Так и сделали. Но как только мы возглавили колонну, пришло сообщение, что сейчас там будет бой. И нас развернули ехать обратно. Проехав минут десять, с водителем связались и сказали, что там и правда началась пальба. Варианты проезда к границе на том у нас исчерпались. И была уже ночь на дворе. Семья с детьми вышла. Мы поневоле заехали в Свердловск. Думали найти площадку, на которой можно было бы остановиться и заночевать. Подъехали к местной милиции. Тех на улицу вывалило сразу с десяток. Куда-то звонили, потом появилась машина. Как мы поняли, нас собирались провести туда, где нам дадут ночлег. На деле оказалось, что за нами приехали ополченцы Свердловска. Довезли до их штаба – Дворца культуры. Не все захотели выходить туда. Оно и понятно. Все читают новости. Все боятся. Но большого выбора у нас не было. К моему огромному удивлению и вопреки предвзятости, эти мужчины (в большинстве безработные и средних лет) оказались очень гостеприимными  и заботливыми. Предложили еду, чай, ночлег. Вот, правда, ночлег сперва у всех вызвал шок, потом истерические смешки. Но самые неприхотливые ребята, не раздумывая, плюхнулись на постеленные на каменный пол грязные матрасы, даже не разуваясь. 



К счастью, у меня в сумке была хотя бы простынь. Но запах постели всё равно оставлял желать лучшего. К трем часам ночи я уснула. А утром нас снова ждал горячий чай (даже оказался мой любимый мятный!), вай-фай без пароля и (о боги!) уборная с водопроводом!!! Утром все были немного помятые и не вполне выспавшиеся, но в предвкушении. Ведь за мучениями обычно бывает награда. Мы ждали свою. Для нас это было безпроблемное пересечение границы. Но об этом позже.

От штаба ополченцы нас также провели. 



Да и вообще на протяжении всего нашего пути (от Луганска до Энгельса) удивляло количество неравнодушных людей, если бы я знала их имена, то поблагодарила бы их лично! Мы снова вернулись в Красный Партизан. Снова ополченцы связались друг с другом и пропустили нас без очереди. И вот она долгожданная граница. Около 40 минут мы ждали, когда ее для нас откроют.

Я, как и многие из нашего автобуса, впервые пересекала границу. Всё было в новинку, но на лицах было очень много волнения. Еще бы: мы везли с собой уйму вещей. А почитав закон, я точно знала, что большую часть перевозить нельзя было (например, вещи связанные с предпринимательской деятельностью). В миграционных картах разными были только паспортные данные. У всех частный визит. У всех с 22.06 по 22.09. Оставалось каждому найти свою легенду. И когда на паспортном контроле я сказала, что еду к парню, служащий мне ответил: «Да что же вы все к парням и девушкам???». По крайней мере, я снова не соврала J Интересно было также в первый раз пройти через рамку и провезти сумки конвейером. Всё это было быстро и безболезненно для нас. Мы радовались, как дети, ведь, по идее, уже можно было добраться до Энгельса. И оставалось до него меньше суток. Не поверите, но и тут мы поспешили обрадоваться!

Практически сразу за границей взору открывался вид на бесконечные шатры беженцев из Украины, с семьями, детьми, живущие под открытым небом. Вокруг много милиции, военных… Милицейская машина провела нас по городу.

Россия начала удивлять почти с порога. Вот скажите, может ли вода быть сухой? А то! В РФ есть река Сухая J

Итак, до Волгограда мы шли нормальным темпом. С остановками на перекуры, с шутками, музыкой в дороге. Я даже с подачи сидящего сзади меня молодого человека посмотрела половину «Битвы титанов» (хотя он сказал, что предпочел бы мультик))))). В Волгограде за нами приехал бизнес-партнер и провел через город кортежем.

В память врезалась песня Наутилуса Помпилиуса «Одинокая птица». Помнится, как некогда мой близкий друг с Украины сказал, что она у него со мной ассоциируется. Конечно, такая дорога не может быть не наполненной воспоминаниями.  Слишком многое осталось позади в обоих смыслах… А потом были еще разные мелкие населенные пункты. И Дубовка… Вот как раз отъехав от нее несколько километров и попав на ремонтируемую дорогу, сперва оборвался скоростной трос в автобусе, а потом и вовсе салон наполнился едким дымом паленной пластмассы. Что-то горело. Мы остановились. Часов десять ночи. И сплошные маты наших водителей. На этот раз не было поблизости никаких зданий, никого, кто мог бы помочь. Поломка была такой серьезной, что водители не могли справиться самостоятельно. Сперва водители долго кому-то звонили, потом даже вызвали МЧС. Всё усложняло то, что ни у кого не было российской связи, никто не мог позвонить моему мужу и сообщить, где мы и что с нами. Среди ночи подъехали МЧСники. Пообещали на утро автобус и деталь для ремонта этого автобуса. Мы ночевали внутри, понятное дело. Было немного прохладно. Плюс один человек, которого я до сих пор вспоминаю «незлым, тихим словом», всё время брюзжал и не давал спать до часа ночи, пока я не попросила заткнуться. Ему стоило вести себя более осмотрительно, но к его несчастью, он не знал, что я жена его руководителя. И практически никто не знал.

Уже по обыкновению я проснулась в 5.30 утра. И больше не смогла спать, в отличие от всех остальных. Уже настал понедельник, 23 июня, полтора суток в пути… К восьми началось движение, подъехал школьный автобус и легковушка с едой. Предлагали молоко, чай-кофе, печенье, кукурузные хлопья. Очень заботливая женщина носилась с нами как курица с цыплятами. Я не могу вспоминать этих людей без улыбки и слез одновременно. В мире, где столько грязи, оказывается еще очень много светлых сердец. Я им бесконечно благодарна за это и желаю, чтобы их добро воздавалось сторицей, а главное, чтобы война никогда не вошла в их дом, дом их потомков…

Как я уже сказала, на участке нашего ЧП шел ремонт дороги. Утром начал работать каток. Его водитель оказался очень радушным и щедрым. Сперва угощал рядом стоявших дам конфетами, потом и вовсе раздал весь свой тормозок, включая чай. Конечно, у нас всех были свои определенные припасы (лично мне моих с головой хватило на два дня), но кто бы знал, сколько радости вызывает помощь из ниоткуда в экстремальных условиях! Ребята то и дело пытались меня накормить, но, к моему счастью, я ем очень мало. Пока мы ожидали автобус, вдруг появилась гитара, «Гражданская оборона», «Кино» и некоторые неизвестные мне песни. Подъехал еще один автобус, который увез всех, кроме меня и доверенного лица мужа, в столовую в ближайший населенный пункт. Абсолютно бесплатно давали борщ, макароны по-флотски, компот. Я тем временем перекусила, сделала маникюр и макияж, разгадала кроссворд… Перед их возвращением к нам подъехал обещанный автобус, даже еще более комфортабельный, чем наш, но принадлежащий русскому. Мы переносили в него вещи, пока другие подъезжали.

Дорога продолжилась в 11 утра с комфортом и чувством сытости в желудке, также предвкушали встречу с Энгельсом (с городом, кхмJ), в салоне чувствовалось явное оживление. Целых три с половиной часа… пока мы снова не поломались!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! Ну кто бы мог подумать, что это вообще реально? Столько приключений на наши головы! Я даже шутила: «Кто здесь такой неудачник? С вещами на выход!». К счастью, мы простояли на обочине поля всего 25 минут. МЧ, который ранее сидел за мной, помогал водителю с починкой. В 16.15 мы въехали в Саратов, но поехали вокруг города. Проезжая по мосту над Волгой (честно говоря, не видела еще ничего величественнее этой реки!), над нашим автобусом пролетел черный лебедь. Интересно, его кто-нибудь заметил, кроме меня? А въезжая в Энгельс, я увидела сразу несколько птиц и животных, которых на Донбассе просто так не увидишь. Что-то похожее на перепелку, на суслика…

И еще немного о звездах. В автобусе я попросила прочитать гороскоп на неделю. Про меня было сказано, что кто-то узнает обо мне что-то такое, что заставит в корне изменить свое отношение. Так и вышло. Когда муж обнял меня и оторвал от земли, то мальчик, всю дорогу громко разговаривающий, ругающийся матом, мешающий спать и даже в конце пути предложивший мне выпить водки, должно быть, пожалел о своем поведении. Но что взять с ребенка? Он лет на семь моложе меня…

Чтобы быть женой лидера, нужна сила. Но этого мало. Нужна мудрость и прозорливость. Он должен знать, что может положиться на меня. И я не перестаю ему это доказывать. В богатстве и бедности. В печали и радости…

Спасибо, что дочитали до конца. И, кстати, Энгельс прекрасен! ;)